Регистрация права собственности на квартиру — это необходимое условие признания этого права государством и, как следствие, свободного владения и распоряжения жильем. В нашей статье будет рассказано, что требуется для прохождения этой процедуры.
Документы для регистрации и требования к ним
Размер госпошлины и правила ее уплаты
Способы подачи документов (через Росреестр, МФЦ и т. д.)
Каковы сроки регистрации, выдают ли сейчас свидетельства о праве собственности
Регистрация ранее возникшего права собственности на квартиру
Документы для регистрации и требования к ним
Прежде всего потребуется подготовить пакет документов, включающий:

Все документы подаются в 1 экземпляре, за исключением договора:
- если он заключен в простой письменной форме, то необходимо 2 его подлинника (1 вернут собственнику);
- если договор заверен нотариусом, то подается оригинал и 1 простая копия (оригинал вернут собственнику).
Документы не должны иметь подчисток, приписок, исправлений. В противном случае они будут возвращены заявителю без рассмотрения.
Размер госпошлины и правила ее уплаты
По общему правилу пошлина за регистрацию собственности на квартиру для физлиц составляет 2000 руб., при этом документ о ее уплате подавать в Росреестр необязательно. Можно осуществить платеж и после подачи документов, но не позже чем через 5 дней, иначе их вернут без рассмотрения. Наиболее надежный вариант — оплатить пошлину заблаговременно.
При этом важно знать, что:
Способы подачи документов (через Росреестр, МФЦ и т. д.)
Регистрационные действия (внесение сведений о новом собственнике в реестр) выполняет Росреестр. Подать же документы для регистрации права собственности на квартируможно несколькими способами:
ВАЖНО! Если документы подаютсяпо почте, обязательно нотариальное удостоверение сделки и подлинности подписи на заявлении.
Помимо подачи бумажных документов существует возможность подать документы в электронной форме — через портал «Госуслуги» или официальный сайт Росреестра. Однако для этого требуется наличие у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи.
Росреестр после получения обязан выдать заявителю расписку в приеме документов:
- при подаче их в подразделение Росреестра — немедленно;
- при ином способе подачи — в течение рабочего дня, идущего за днем поступления документов в госорган.
Каковы сроки регистрации, выдают ли сейчас свидетельства о праве собственности
О ходе регистрации (например, ее приостановке или проведении) Росреестр обязан информировать заявителя посредством электронной почты или, если контактный адрес не был указан, смс-сообщений (при наличии технической возможности). По общему правилу максимальный срок регистрации составляет 7 рабочих дней со дня приема документов, но увеличивается до 9 рабочих дней, если заявитель воспользовался услугами МФЦ.
Сокращенные сроки установлены для случаев регистрации собственности на основании нотариально удостоверенных сделок и свидетельств о наследстве — в этих случаях они составляют 3 и 5 рабочих дней при подаче документов в Росреестр или МФЦ соответственно. Если же пакет документов на регистрацию по таким основаниям поступает в электронном виде, то регистрация осуществляется в течение 1 рабочего дня.
Факт госрегистрации права собственности подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Она может быть выдана на руки, а также направлена по обычной или электронной почте. Свидетельства о государственной регистрации сейчас не выдаются, при этом ранее выданные являются действительными и подтверждают право собственности, как и прежде.
Регистрация ранее возникшего права собственности на квартиру
До конца 90-х порядка регистрации прав на квартиры, как и единого реестра прав, не существовало. В связи с этим в разных субъектах России регистрация собственности проводилась разными органами (БТИ, местной администрацией и т. д.). С 31 января 1998 года законом были установлены единые правила регистрации прав на недвижимость, которые, претерпев определенные изменения, существуют и сейчас. Есть и единый реестр недвижимости — преемник ЕГРП, созданного в 1998 году, однако по обозначенным выше причинам в нем имеются сведения не обо всех правах.
Так называемые ранее возникшие права признаются действительными только в том случае, если они были оформлены по действовавшим тогда правилам. К примеру, если имеется документ, содержание которого позволяет установить собственника (договор купли-продажи со штампом уполномоченного органа). Есть только один случай, когда нужно обязательно пройти процедуру перерегистрации, — при намерении собственника распорядиться квартирой (продать, подарить и т. д.) или установить обременение (к примеру, залог). В остальных случаях перерегистрация необязательна.
Регистрация ранее возникшего права проводится в обычном порядке — путем подачи заявления и документа, подтверждающего возникновение права. По результатам регистрации выдадут выписку из ЕГРН.
***
Как видите, зарегистрировать право собственности на жилье вполне по силам любому гражданину. Важно лишь соблюсти правила оформления документов и уплаты пошлины.